Алания

Поиск
Сделать стартовой страницей

Перейти к содержымому

УАСТЫРДЖИ
В Осетинской мифологии покровитель мужчин, путников и воинов. Соответствует Святому Георгию.

Уастырджи изображается на белом коне, в белой бурке. Считалось, что Уастырджи постоянно разъезжает. Чаще других
небожителей он спускается на землю, чтобы узнать, помогают ли люди друг другу в нужде и горе. Среди людей появляется
он в облике нищего. Женщины не произносят имя Уастырджи и говорят о нём иносказательно «лагты дзуар» - «бог мужчин».

От города Алагира Военно-Осетинская дорога ведет по широкой пойме левого берега Ардона, среди гор Лесистого хребта.
Приблизительно на 8-м километре от окраины Алагира, справа по ходу движения, ваше внимание наверняка привлечет
необычайно эмоциональная композиция. Это Ныхас Уастырджи. Ныхас является одним из малоизученных и уходящих
своими корнями в глубь веков явлений в традиционной культуре населения Кавказа. В общепринятом понимании, ныхас-
это сельская площадь в центре осетинского аула. Исследователи Кавказа, например, П.С. Уварова называла её "местным
осетинским клубом", М. Гуриев - "своеобразной горской школой". Это место, куда собирались взрослые мужчины аула для
обсуждения текущих дел и для решения споров, место проведения общеаульских пиршеств и празднеств.
Святой Уастырджи-это особо чтимый осетинами святой, один из самых главных персонаж в пантеоне осетинских божеств.
В религии осетин он представляется как мужское божество, покровитель воинов, покровитель путников. Уастырджи,
постоянно украшаютэпитетами-Золотой, Златокрылый, Остроокий, Доблестный, Сильный. Имя Уастырджи окружено
ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется воображению осетина всадником на
белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, высокого роста, коренастым, с белой бородой. Место пребывания
Уастырджи - небеса.
Святилища в честь столь всемогущего святого находятся во многих осетинских селениях. Дни в честь Уастырджи,
известные также под названием праздника святого Георгия, которые являются популярнейшими по своей значимости
во всем круглогодичном цикле календарных праздников. Каждая осетинская семья, где бы она ни проживала и как бы
бедна ни была, в обязательном порядке отмечала этот праздник, непременно заколов жертвенное животное. В эту ночь
каждая семья с приношениями (три пирога, арака , пиво, шашлык из говядины) шла к культовому месту Уастырджи.


Назад к содержымому | Назад к главному меню
Hosted by uCoz